Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

ЭРГОНОМИКА — ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ОСНОВА ДИЗАЙНА

Творческий процесс проектирования рукотворной среды обитания и ее предметного наполнения основывается на интуиции и спонтанности (сфера искусства), с одной стороны, информации и методологии (область науки и техники), с другой. Проектировщик (дизайнер) как бы балансирует между искусством и реально существующими жизненными условиями, а также обстоятельствами, которые принято называть факторами формо- и средообразования. Эти факторы оказывают основное влияние на создание среды и ее элементов, понимаемое как синтез ряда объективных функциональных, социально-экономических, инженерно-технологических, деятельностных, культурных и других сложно взаимодействующих аспектов образа жизни.

Одними из основополагающих факторов, определяющих характеристики рукотворной среды жизнедеятельности, ее оборудования и предметного наполнения являются показатели, связанные с «человеческими факторами». Их роль тем весомее, чем сложнее технически объект проектирования.

Еще в конце 1920-х годов пораженный техническим прогрессом США Владимир Маяковский прозорливо заметил, что если на технику не надеть эстетического (мы добавим — и эргономического) намордника, то она всех «перекусает». В наши дни техника уже не только «кусает», а все чаще «пожирает» своих создателей, чему активно способствует изуродованная людьми и ставшая агрессивной окружающая среда. Причиной многих аварий и катастроф в авиации, а также на флоте, их значительный процент в Космосе являются не отказы технических средств, а человеческие факторы.

Оснащение контор, офисов, бытовой среды, сферы организованного отдыха сложными техническими системами, в том числе электронными, также часто обуславливает осуществление процессов жизнедеятельности на пределе психофизиологических возможностей человека. Надеть на технику эстетический намордник позволяет дизайн — специфическая художественно-техническая проектная деятельность, имеющая острую социальную направленность. Восемьдесят лет назад творчество пионеров «классического» дизайна положило практическое начало современному подходу к формированию среды обитания с учетом роли и значения «человеческих факторов». Так, целью курса лекций Оскара Шлеммера в Баухаузе было ни больше, ни меньше, как ознакомление студентов «с человеком в совокупности его бытия». «Эгоцентрические очертания пространства» как бы иллюстрируют его идеи. Глядя на рисунок, хотелось бы верить, что человек — центр мироздания, что многочисленные связи с окружающей средой, ближним и дальним Космосом контролируются им, подвластны ему. Он, как паучок в центре сплетенной им паутины, — хозяин положения и играет нитями по своему желанию. В действительности все наоборот. Сегодня человека надо сравнивать не с охотником-паучком, а с жертвой-мухой.

Человек часто забывает, что он окутан «паутиной» многочисленных внешних воздействий: микроклиматом, «световым» климатом, различными видами естественных и искусственных излучений, вибрацией, шумом, запахами и пр. Особую опасность представляют так называемые «тихие» факторы окружающей среды, которые не воспринимаются непосредственно органами чувств [2.1; 2.2].

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого