Самые передовые и современные идеи и мысли о дизайне в разных областях человеческой деятельности: архитектуре, технике и быте.

Последние комментарии

Дизайн

 

Экологическая устойчивость городов

Если в прошлом люди составляли незначительный компонент природных экосистем, то постепенно их деятельность сравнялась по своему масштабу с силами природы. К 2050 году население мира возрастет, по разным оценкам, от 7, 6 до 10, 6 биллионов человек (United Nations, 2005). Справятся ли экологические системы Земли с этой нагрузкой? Способны ли будут общества снабдить едой и всем необходимым такое количество обитателей? В 2007 году человечество перешагнуло важный рубеж: сегодня больше людей живет в городах, чем в сельских поселениях (United Nations, 2004). Отражением этих тенденций и тревог стало понятие экологической устойчивости города (urban sustainability), фиксирующее необходимость сократить нагрузку, оказываемую городами на окружающую среду. В набирающих сегодня популярность терминах - уменьшить их экологический след (ecological footprint). Воздействие города можно описать, измерив его экологический след, т. е. меру «нагрузки» на природу, которая возникает в результате удовлетворения разнообразных потребностей городских обитателей. Сегодня, с одной стороны, социоэкологический след города стал глобальным. По словам Эрика Суингеду, с другой стороны, будущее некоторых городов неопределенно из-за экологической ситуации, которую они создают и усугубляют. Чем слабее законодательная регуляция экологических проблем, тем более высока вероятность того, что экономический рост быстро развивающихся стран будет достигнут ценой драматического загрязнения воздуха, воды и земли.

Политически эти тенденции отражаются в росте коалиций заинтересованных сторон и появлении все большего числа неправительственных организаций, пропагандирующих необходимость срочных мер и увеличения экологической осведомленности граждан. В июне 2005 года мэры крупных городов мира собрались в Сан-Франциско, чтобы подписать Декларацию зеленых городов. Общие городские экологические вызовы, с которыми городские власти и горожане сталкиваются повсеместно - перегруженность городов автомобилями, пробки, отдаленность мест проживания от мест работы, рост пригородов, недостаток воды, неравномерное развитие. Успехи городских властей по части устранения этих проблем, как правило, весьма скромные. Особенно значимы те, где властям удается убедить местное население в необходимости «что-то сделать». Так, бывший мэр колумбийского города Богота Энрике Пеналоза резонно гордится своим проектом «цивилизованного города», т. е. тем, что ему удалось ввести «дни, свободные от машин», побудить людей чаще пользоваться общественным транспортом и так называемыми мягкими способами передвижения - велосипедом и ходить пешком. Богатых обитателей Боготы он убедил в необходимости капиталовложений в инфраструктуру тех районов, где те живут из того соображения, что лучше пользоваться общественными благами (школами, к примеру) «на месте», чем ездить за тридевять земель. Этот пример подтверждает очевидное: экологические проблемы тесно связана с социальными. Успех в их решении зависит и от социального капитала района или города. Этот пример указывает и на некоторое прекраснодушие городских экологов 1980-х годов, предлагавших в своих книгах бороться с «гранитными садами», создавать города более дружественные к своим обитателям, с изобилием парков вместо парковок, с открытыми, а не спрятанными под землю реками (Бр1гп, 1984).

Строительство городов, гармонично сосуществующих с природой, сегодня вряд ли достижимо как в силу политических, так и экономических причин. Сложно заставить полчеловечества добираться на автобусе до работы или магазина. Сложно побудить людей отказаться от тех благ цивилизации, с которыми они сроднились и с которыми эмоционально связаны, пожалуй, прочнее, чем с природой. Пригороды, которые многие предпочитают сегодня как место жительства, воплощают тот стиль жизни, те представления о свободе и необходимом для жизни пространстве, которые для многих людей нерасторжимы с их идентичностью. Самое же главное состоит в том, что никто не отказался бы от того, чтобы жить в более чистом и зеленом городе, но сделать что-то для этого индивидуально не готов. Мы сталкиваемся здесь с классической сложностью организации людей на какое-то коллективное действие. Решение экологических проблем в городе требует срочных коллективных действий, но коллективным действиям часто не удается достичь того, что бы предпочел каждый индивид. Более благополучная окружающая среда отнюдь не занимает достаточно высокого места в списке приоритетов людей.

Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого
Машины прошлого